История района
Археологические находки кремниевых и каменных предметов (наконечников, дротиков, тесел, скребков и др.) эпохи неолита возле деревень Чирки, Солонер, Косареве, сел Марково и Великополье, раскопки на Чирковской стоянке (памятник волосовской культуры) свидетельствуют о том, что первые люди в нашей местности появились более пяти тысяч лет тому назад. Заливные луга в поймах рек и речушек притягивали к себе древних животноводов — носителей балановской, чирковской и абашевской культур. В окрестностях поселка Оршанка, деревень Большая Орша, Кресты, Малый Кугланур, Керды, Мари-Ернур, Кучки, Русская Руя, Большой Пуял, Чинданур, Чирки выявлены памятники балановской культуры.
Во втором тысячелетии до нашей эры сформировалась чирковская культура, названная археологом А.Х. Халиковым в честь поселения, открытого им в полутора километрах к югу от деревни Чирки. Древние насельники этой территории знали основы металлообработки, разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались охотой, жили в полуземлянках прямоугольной формы.
В районе выявлены также памятники древних животноводов-абашевцев, которые оставили после себя курганные насыпи. Первые археологические памятники древних мари на территории Оршанского района (Ернурское и Старосельское городища) датируются VI-VII веками. В то время на левобережье Волги преобладали пермские финны — предки удмуртов и коми.
Соседние народы называли марийцев «черемисами». Этимология этого имени не ясна. Самоназвание же марийцев — «мари» — переводится как «человек», «мужчина».
Марийцы принадлежат к числу народов, которые никогда не имели своего государства. Начиная с 8-9 веков, их покоряли хазары, волжские булгары, монголы
Численность марийского населения заметно росла за счет неоднократного притока переселенцев с берегов реки Пижма и ее притоков, правобережья Волги. Сформировавшаяся в результате консолидации марийского населения в XIII-XVI веках этнотерриториальная группа «сорокан марий» (марийцы с головным убором «сорока») имела ряд отличительных черт в хозяйстве, материальной и духовной культуре, языке (йошкар-олинский диалект марийского языка).
Первые документальные сведения о численности жителей селений и волостей нынешнего Оршанского района зафиксированы в документах подворной переписи населения Царевококшайского уезда Свияжской провинции Казанской губернии. В 1782-1795 годах территория района находилась в составе Царевосанчурского уезда Вятской губернии. В последующем она была включена в состав Иранского (Яранского) уезда этой губернии.
Формирование деревень и сел района шло медленными темпами. Даже в начале XIX века, как это видно из «экономических примечаний, составленных по поводу проведения Генерального межевания в Яранском уезде», жители одного и того же селения жили врозь в нескольких местах. Например, жители села Великопольского жили в двух местах, деревни Кёрды — в четырех, Большой Лапсолы — в пяти, а жители деревни Большой Орши Южинской волости — даже в 12 местах. Селения были немногочисленными.
Русские переселенцы (выходцы из Яранского и соседних уездов Вятской губернии) современную территорию района начали заселять в конце XVIII- первой трети XIX веков. Переселение происходило мирным путем. Местная администрация, стремясь усилить приток русского населения, попыталась предпринять шаги по переселению русских семей в марийские деревни, но вынуждена была отказаться от этой затеи. Марийские крестьяне расценили это как целенаправленный шаг местной администрации в направлении уничтожения их языческой религии и открыто выступили против такого переселения. Между тем, они не были против русских крестьян, разрешали селиться им на своих землях, поддерживали с ними дружеские отношения.
В XIX веке селения нынешнего Оршанского района входили в состав Ернурской, Кадамской, Тожсолинской, Кокшамучашской, Салобелякской, Малощегловской волостей Яранского уезда.
В 1910 году была сформирована Оршанская волость. Таким образом, впервые определилась самостоятельная административно-территориальная единица с центром в с.Оршанка. В Оршанке была организована Волостная управа. В этом здании сейчас расположен поселковый совет, центр социальной защиты.
В этом здании в 1910 году располагалась волостная управа. |
В пределах волостей выделялись сельские общества, в которые непосредственно включались села, деревни, починки.
Занятия жителей:
В XIX веке крестьянский труд был преобладающим занятием сельских жителей. В среднем на каждый двор приходилось по 16, 6 десятин надельной удобной земли. Пашни занимали более 62 процентов надельной земли. Почва была представлена средне-серыми суглинками. В 1890 году из всей пашни около 14 процентов составляли нови, более 7 процентов — перелоги (в марийских волостях доля перелогов достигала даже 20 процентов). Земли обрабатывали косулями, деревянными боронами. Марийцы при вспашке предпочитали пользоваться двуральной сохой, курашимками (Кадамская волость).
В конце XIX века земледельцы широко начали использовать веялки, появились первые молотилки.
первый трактор в Оршанке |
Марийские и русские крестьяне занимались пчеловодством. Источники XVII века упоминают о том, что марийцы владели бортными угодьями за пределами Марийского края, даже на территории исключительно с русским населением. Так леса, где марийцам предоставлялось право снимать мед и охотиться, находились вплоть до урочищ под Нижним Новгородом. Марийские пчеловоды заключали договоры с богатыми русскими монастырями об использовании бортных угодий. Фактически это был род аренды, плата за которую отдавалась тем же медом.
бортник мари |
Поздние источники также указывают на большую зависимость марийцев от продуктов пчеловодства. Марийское бортничество предоставляло собой аутентичную традицию со своими технологическими особенностями и оригинальной терминологией. Бортное дерево называлось «вопш», дикие пчелы именовались «ир мюкш». Право на владение «вопш» санкционировали особые значки — «тисте»(тиште), зарубки на дереве.
Религия:
Преобладающей религией было православие. Марийцы Яранского уезда первыми среди других народов Поволжья были обращены в православие. В 40-е годы XVIII века были построены первые церкви в селах Ернур, Упша, Пектубаево. Всего на территории района в дореволюционном прошлом действовали 8 церквей. Местное духовенство прилагало немало усилий для распространения православия среди марийцев: открывало церковноприходские школы, проводило внебогослужебные беседы и лекции, распространяло религиозную литературу. Но марийцы не спешили расставаться со своими религиозными традициями. В 70-е годы XIX века среди прихожан Упшинской и Великопольской церквей зародилась религиозная секта «Кугу сорта». Сектанты открыто заявили о своем нежелании признавать православную церковь, за что часть из них была сослана в Сибирь.
современные язычники мари |
Образование:
Первая школа в районе была открыта в селе Великополье в 1838 году. К началу XX века учеба детей велась более чем в 20 школах. В отдельных деревнях и селах действовали сельские библиотеки, учреждаемые губернским и уездным земством. Книги для чтения можно было приобрести также в местных школах, церковных библиотеках. Все это не могло не повлиять на уровень грамотности местного населения. Марийское население, к сожалению, вынуждено было в основном учиться и читать не на своем родном языке.
После образования Марийской автономной области в 1920 году территория нынешнего Оршанского района оказалась в составе Краснококшайского кантона.
28 августа 1924 года был организован Оршанский кантон, с центром в селе Оршанка и территорией 1101,2 кв.км. В состав кантона входило 162 населенных пункта, населения насчитывалось 41тыс.человек, мари — 18, 6тыс., русских — 22, 4тыс. Именно с 1924 года ведет отсчет история района. Хотя слово «район» появилось чуть позже. А именно 20 июня 1932 года кантон преобразовали в Оршанский район. В 1963 году во время хрущевских преобразований район был ликвидирован, а селения Оршанского района вошли в состав Медведевского района. Однако через два года район был вновь восстановлен.
В 2002 году в районе проживали 15, 8 тыс. человек, преимущественно марийцы (60, 4 процента) и русские (34, 6 процента). 6, 8 тыс. человек насчитывалось в районном центре — поселке Оршанка.
В 2008 году население насчитывало 15, 5 тыс.чл.
По данным переписи 2010 года численность населения — 15 139 человек.
В п.Оршанка — 6590 человек.
мари — 60,4%
русские — 34,6%
иные национальности — 5%
Территория района — 896,49кв.км.
Современное социально-экономическое развитие Оршанского района представлено в книге «Любимый край, Оршанская земля!»